Ежегодно фестиваль «Открытый город», который проводится Москомархитектурой с 2016 года, синтезирует нестандартные идеи и профессиональные навыки разных поколений архитекторов – от студентов до опытных мастеров. В 2024 году фестиваль расширяет поле своих практик и идет в школы – к подросткам и детям с образовательным треком «Город для меня», ключевой темой которого стало соучаствующее проектирование.
По словам инициатора фестиваля «Открытый город», главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, во всем мире проектирование для людей превращается в проектирование с людьми, и школы не должны быть исключением. «Вовлечение детей, педагогов и родителей в изменение образовательной среды дает долгосрочные эффекты, отражается не только на облике школы, но и на отношениях внутри сообщества, академических результатах и универсальных навыках школьников.
Нам важно сегодня воспитать поколение, которое будет осознанно относиться к тому, что их окружает, понимать всю многомерность и сложность того, как устроен город и общество в целом. И конечно, городу нужно, чтоб в архитектуру приходили новые люди, заряженные идеей созидания уже со школьной скамьи», – добавил Сергей Кузнецов.
В программе трека несколько направлений: АРХИТЕКТУРНЫЕ ИГРЫ Общегородской просветительский проект, цель которого – привлечь внимание детей к профессии архитектора, показать, как развивалась архитектура Москвы и рассказать о современных трендах в архитектуре.
С 16 по 30 сентября 120 школьников примут участие в трех квестах. Игры будут проходить в формате чемпионата. Награждение победителей Архитектурных игр состоится в финале фестиваля «Открытый город» на площадке Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Участие в Играх бесплатное, по предварительной заявке от школы.
Подать заявку можно до 8 сентября https://forms.gle/baaaFPSvRmQfnw3dA АРХИТЕКТУРНЫЕ ВОРКШОПЫ Пилотный проект в 5 школах Москвы. Уроки городского развития для школ. Что вообще такое город? Какие у него слои, какие профессии его обслуживают? И главное – как подростки и дети могут вовлечься в создание среды для самих себя.
Проектирование, макетирование и стройка объектов в школьных дворах. Лучшие из проектов, созданных подростками, будут реализованы силами детей, родителей и педагогов под руководством архитекторов и при финансовой поддержке партнеров фестиваля. Наставниками для подростков станут не только практикующие архитекторы, но и студенты.
Для них со 2 по 30 сентября пройдет Практикум по соучаствующему проектированию с подростками. Затем студенты вместе с кураторами – архитекторами «Бюро Чехарда», «Дружба», UTRO и специалистами Ассоциации «Город для меня» проведут воркшопы непосредственно в школах.
Студенты могут подать заявку на участие в архитектурных воркшопах с подростками до конца августа https://opencityfest.ru/workshop-druzhba ВОРКШОП ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Соучаствующее проектирование – это рабочая методика для образовательных и культурных учреждений, позволяющая занять подростков чем-то модным и одновременно полезным, выстроить созидательный диалог между детьми и взрослыми.
Поэтому организаторы трека «Город для меня» подготовили воркшоп для педагогов. Здесь педагоги познакомятся с методикой и принципами соучаствующего проектирования, встретятся с авторами успешных практик и разработают проекты для своих школ. Воркшоп для педагогов состоится 12 октября в школе №91.
Чтобы принять в нем участие, достаточно подать заявку https://opencityfest.ru/seminar-for-teachers О фестивале «Открытый город»: «Открытый город» – проект, посвященный архитектурному и градостроительному образованию и карьере, проводится Москомархитектурой по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова с 2016 года.
Цель фестиваля – вовлечение студентов архитектурных вузов в реальный процесс при участии ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды. Проект включает серию воркшопов, лекций и экскурсий и завершается выставкой в Музее архитектуры им.
А.В. Щусева. Программная дирекция фестиваля «Открытый город» – коммуникационное агентство «Правила общения». Об организаторах трека: Ассоциация исследователей и практиков соучаствующего проектирования с подростками «Город для меня» объединяет архитекторов, социологов, педагогов, психологов, урбанистов в разных регионах России.
Цели Ассоциации – популяризация метода, создание крепкого профессионального сообщества людей, заинтересованных в развитии территорий руками местных сообществ, методология и обучение педагогов. Кураторы практикума и воркшопов: Любовь Гурарий, куратор соучастных практик, педагог, сооснователь ассоциации «Город для меня»; Александра Черткова, архитектор, урбанист, педагог и специалист по работе с сообществом.
Партнер и сооснователь архитектурного бюро «Дружба». Куратор архитектурных курсов МАРШroot; Ольга Рокаль, архитектор, урбанист, педагог, соучредитель архитектурного бюро UTRO и образовательного проекта «Место»; Валерия Асафова, архитектор, сооснователь проекта «Улица детства» и ассоциации «Город для меня»; Ольга Шанина-Зубкова, архитектор, куратор архитектурного направления студии M_therapy, автор и ведущая флагманского курса АРХиМАТ.
Эксперт соучастного проектирования и архитектурных экспедиций. Автор архитектурных стратегий брендов и культурных кодов городов; Мария Помелова, архитектор, преподаватель, эксперт по игровой образовательной среде. Соучредитель архитектурного бюро «Чехарда».
Член союза художников Москвы. Фото: Пресс-служба Москомархитектуры.
Источник: https://krylatskoe.mos.ru